Анализ причин неудач современного русского православно-патриотического движения
Олег Кассин, Русская народная линия
Народный Собор / 04.02.2010
Тезисы выступления на круглом столе «Партия русского православного большинства: потенциал, перспективы, причины её отсутствия в современной России» …
В ходе своего доклада, дабы не повторять предыдущих выступающих, я более подробно остановлюсь на анализе причин неудач русского православно-патриотического движения России за последние полтора-два десятилетия. Это позволит сделать соответствующие выводы и понять, что необходимо конкретно предпринять для решения данной проблемы.
Сначала коротко о партии. На сегодня считаю занятие партстроительством малоперспективной затеей. Партии сейчас очень жестко контролируются «сверху». Для их создания и поддержания в работоспособном состоянии нужны значительные финансовые ресурсы. Но при этом нет никакой гарантии в том, что, даже потратив их и проведя огромную подготовительную оргработу по созданию такой партии, её в конечном итоге зарегистрируют. Все попытки русской православно-патриотической общественности заниматься партстроительством до настоящего времени заканчивались крахом.
Очевидно, что партия — это всего лишь часть целого. Численность людей во всех вместе политических партиях России составляет сегодня ничтожный процент от общего числа её граждан.
По степени политического и общественного влияния четко структурированная, организованная общественная сил, включающая в себя представителей разных слоев общества, насчитывающая в своих рядах не десятки, а сотни тысяч активных граждан, будет превосходить все существующие политические партии, вместе взятые.
На мой взгляд, именно с организации такого структурированного соборного общественного движения, в которое будет привлечено значительное количество идейных активных порядочных людей и надо начинать процесс самоорганизации русского православного большинства.
А партия в конечном итоге может являться лишь одним из его политических инструментов реализации заявленных целей. Теоретически я допускаю в перспективе при определенных изменениях внутриполитических реалий возможность появления такой партии, как политического инструмента русского православного большинства, при помощи которого оно может защищать свои ценности, традиции, свой образ жизни.
Но на сегодня, повторяю, считаю более перспективным идти по пути Собора, взаимодействуя со всеми общественно-политическими силами России, проникая во все поры системы, находя там своих союзников, трансформируя общество в нужном нам направлении и выстраивая его по соборному принципу.
Причины отсутствия партии русского православного большинства в современной России.
Почему провалились попытки создания такой устойчивой организованной православно-патриотической, национально- патриотической силы ранее?
Я бы хотел привести слова известного русского философа Ивана Ильина:
«Единение не удается потому, что люди живут духом части, а не духом целого и личное или партийное фигурирование ставят выше Национального дела».
Во-первых, не созрели тогда еще необходимые для ее возникновения условия — посткоммунистическое общество еще не получило тяжелую прививку либерализма, не было и достаточного количества воцерковлённых православных людей.
Русской Православной Церкви, находившейся длительное время под контролем коммунистических властей и спецслужб, необходимо было освободиться от пережитка советской системы — «летаргического сна», проявлявшегося долгое время в «сверхтерпимости» к узаконенному растлению общества. Говорят, в начале 90-х власть негласно поставила Церкви условия: я не лезу в ваши финансовые дела, а вы не вторгаетесь в идеологию и политику. К сожалению, это работало довольно долгое время. Сейчас особые надежды возлагаются на политическую активность нового Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, активные усилия которого, направленные на укрепление духовно-нравственного потенциала общества, миссионерскую деятельность, несомненно, заслуживают всемерной поддержки.
Среди других причин — архаичность использовавшихся ранее форм работы. Нельзя в 21 веке слепо копировать и использовать архаичные формы 19-го — начала 20 веков. Они и тогда-то оказались неадекватными вызовам времени. А сейчас, спустя столетие, эти вызовы стали еще более жесткими.
Попытки идти «с сохой на танк» — использование старых методов работы не могут привести к успеху. Нежелание изучать новые технологии управления. Современный мир динамичный, изменяющийся. Отсутствие хорошего менеджмента, управленческих кадров очень серьезно сказалось на организации серьёзной национально-православной силы.
Считается, что для того, чтобы научиться хорошо управлять трактором, надо учиться несколько месяцев. Но, в то же время, почему-то многие патриоты считают, что для того, чтобы создать полноценную дееспособную организацию и управлять такой структурой, достаточно лишь одного порыва духа, горячего, чистого сердца, искренних намерений и упования на Бога. Этого не достаточно, необходимо учиться менеджменту, новым технологиям управления. А то получается, многие наши патриоты рассуждают о создании крупной дееспособной организации, как в анекдоте:
— Как создать хорошую скульптуру?
— Очень просто. Надо взять глыбу мрамора и отсечь все лишнее.
Вот только как это сделать на практике — никто не думает заранее, большинство предпочитает действовать по схеме: ввяжемся в бой, а там посмотрим, что будет дальше… К сожалению, наше общество оказалось не готово к противодействию новым политтехнологиям лжи, обмана, манипулирования, подавляющих в человеке волю, достоинство, критичность мышления.
Вождизм, гордыня лидеров, их непомерные амбиции. У меня даже как-то была мысль — подарить всем лидерам патриотических движений картину художника Павла Рыженко «Калка», на которой изображено, как монголы пируют на телах побежденных русских князей и их воинов, вышедших на бой порознь против общего врага в силу личных амбиций. Ситуация сейчас в птриотическом лагере во многом напоминает период феодальной раздробленности Руси с её удельными князьями. Прямо, как в Слове о полку Игореве».
В ряде случаев — прямое предательство, приспособленчество.
Претендующие на роль православных объединителей руководители сами должны быть примером православного благочестия, искренними в своих поступках, не допускать двуличия. Должны, как говорили в древности, «не слыти, но бытии» — т.е. не казаться, а быть, понимать, что Православие — это не «политтехнологическая новация», используемая для привлечения электората, а Вера. Я не раз был свидетелем того, как многие крупные общественные организации рассыпались буквально на глазах из-за морально-нравственной деградации их лидеров и потери ими своего авторитета.
Попытки строить русское патриотическое движение без Православия.
В результате, многие подобные начинания в итоге скатывались к откровенному нацизму, имеющему неоязыческую и оккультную подоснову, к сектантству, принимали откровенно разрушительные для нашего государства формы. Не получили развития, оказавшись в тупике, все попытки создания мощного русского патриотического движения без Бога, на чисто атеистических началах. Как тело без души — всего лишь труп, начинающий разлагаться сразу после ее отхода, так и любое серьезное русское патриотическое движение без Православия — мертвое образование, не имеющее никаких шансов и перспектив развития. Когда в организации нет места для Бога, его рано или поздно занимают другие силы, имеющие темное сатанинское начало.
Не надо забывать и о противодействие внешних сил — подрывной работе врагов России и Православия. На дискредитацию патриотического движения, его раскол и информационное противодействие еще в 90-е годы наши враги тратили миллиарды долларов, активно внедряя всевозможных провокаторов в национально- патриотический лагерь, противодействуя объединению русских патриотов организационно и информационно. Не прекращается эта работа и сейчас.
Общая депрессия российского общества, пережившего за два последних десятилетия несколько тяжелейших экономических шоков.
Излишня созерцательность, упование лишь на волю Божию, стремление уйти в себя, вместо того, чтобы активно преобразовывать окружающий мир — т.е. тактика пассивной обороны, изначально проигрышная. В то время, как Православие всегда отличалось наступательностью и стремлению к расширению, к экспансии вовне, а не сворачиванию вовнутрь. В условиях глобализации и стремительного наступления сил зла сейчас не отсидишься где-нибудь в глухом укромном месте, надеясь, что происходящие негативные изменения не затронут страну и окружающий нас мир. Необходимо активно противостоять нападкам на Веру, разрушению духовно-нравственных устоев общества, происходящим негативным изменениям, прогнозировать их, оперативно отслеживать и пресекать в рамках закона.
Сейчас современному национально-православному движению не хватает решимости, наступательности. Необходимо действовать более напористо и решительно, защищая наш мир, наши ценности и образ жизни, не уповать только на волю Божию, а использовать все имеющиеся в арсенале законные средства борьбы, изучать при этом опыт противника. Не скокуживаться до обороны одного монастыря или храма, а наступать, активно преобразовывая окружающий мир в соответствии с нашими ценностями. Нужно не защищаться, а идти вовне, создавая проблемы противнику у него в тылу.
Попытка построить общественную организацию на жестко религиозных принципах. Это серьезнейшее заблуждение. Такие перегибы имели место в ряде случаев, когда в формируемую партию или национальную общественно-политическую организацию брали только тех, кто причащался в Церкви определенное количество раз в месяц и т.д.
Массовая национально-патриотическая организация не должна быть жестко религиозной структурой. Для этого есть Церковь. Хотя руководящее и кадровое ядро, я считаю, должно состоять из людей православных, воцерковленных, а лица, выступающие против Православия, допускаться в подобную организацию вообще не должны.
Собирание эклектичных, разной идеологической направленности сил вместе. Это типичная ошибка различных национально-патриотических организаций, строившихся по принципу «Народных фронтов». Такие структуры создаются под конкретную тактическую задачу и способны существовать лишь короткий, весьма ограниченный промежуток времени, поскольку в них изначально заложены большие внутренние противоречия, со временем разрушающие эти искусственные образования.
Я уже говорил, что ядра, основа ячеек крупной устойчивой русской патриотической организации должны быть однородными, православными. Вспомните физику — кинетическую теорию нуклеации — зародышеобразования. Для образования достаточного количества устойчивых жизнеспособных структур, необходимых для начала процесса, необходимо наличие зародышей — центров, на которых и будет образовываться данная структура. Это хорошо понимают наши противники, которые почти столетие назад в Россию из-за рубежа забросили в запломбированном вагоне 300 таких однородных, отлично подготовленных, обученных, хорошо взаимодействующих между собой «активных частиц», ускоривших «процесс нуклеации». Печальный итог этого известен.
Оторванность православных интеллектуальных сообществ от тех, кто ведет работу «на земле». В итоге — первые напоминают отрезанную «голову профессора Доуэля», стоящую на блюдечке и питаемую через трубки искусственными растворами, поддерживающими её жизнедеятельность. Такая голова все понимает, анализирует, но из-за отсутствия тела — реальных общественных многочисленных оргструктур, наполненных живыми активными людьми, ничего сделать сама не может. Другие — как всадник без головы — в отсутствие хорошего аналитического центра, не понимая и не оценивая всей глубины происходящего, складывающейся ситуации, мчатся туда, куда их ведут подогреваемые страсти или провокаторы. Задача сейчас — соединить эту «голову профессора Доуэля» со «всадником без головы».
Излишнее упование на интернет-аудиторию — попытки создания интернет-партий. Практика показывает, что, как правило, тот, кто активен в интернете, обычно, пассивен в реальной жизни, в проявленном, а не виртуальном мире. Необходимо найти разумное сочетание — использовать интернетет, как, в первую очередь, средство оперативной коммуникации и распространения информации. Тем более, что он играет с каждым годом все большую роль в обществе, а интернет-аудитория стремительно растет и молодеет.
Остановимся на еще одном важном моменте. Сначала я расскажу об одном интересном научном опыте. Недавно ученые-физики провели любопытные исследования, поставив перед собой задачу — определить: можно ли группу частиц, движимую группой частиц-лидеров в одном направлении, заставить при помощи другой группы частиц-лидеров заставить двигаться в другом направлении. При этом выяснилось, что в рамках данной модели побеждает та группа, которая более многочисленна.
Однако ситуация меняется, если в эту модель ввести некоторые нетривиальные взаимодействия частиц между собой. Физики добавили лидерам две характеристики: Во-первых, насколько быстро они способны распространять свое влияние. Во-вторых, насколько хорошо они способны удерживать привязанность уже «обращенных» частиц. В результате исследования выяснилось, что окончательное направление движения обуславливается распределениями частиц-лидеров той или иной фракции. Так, при неудачных распределениях «левых» частиц, «правые» вполне способны изменить направление движения всей массы.
Теперь применительно к политике. Распространение своего влияния — это, прежде всего, наличие идеологии и информационных возможностей ее распространения.
Очевидно, что провозглашаемая сейчас «сверху» идеология успешности и эффективности не достаточна для выведения страны из кризиса. Недавно в метро я видел одного такого «успешного» и «эффективного» молодого человека — он успел раньше пожилой женщины сесть на освободившееся место и с довольным торжествующим видом глядел на оставшихся стоять на ногах «не успешных» пенсионеров.
К сожалению, приходится констатировать, что за последние десятилетия национально- православными кругами так и не было выработано полноценной идеологической концепции, охватывающей все сферы развития общества ( а не только духовно-нравственную составляющую) и отвечающей интересам его большей части. Есть неплохие наработки у разных творческих коллективов, например «Русская доктрина» (Сергиевский проект) и др., но все они имеют свои недостатки и нуждаются в доработке.
В чем одна из серьезнейших проблем современного общества? Очевидно, что народ не желает возврата в коммунистическое прошлое, в командно-распределительную систему, к гигантским очередям, дефициту продуктов.
Но и дикий капитализм 90-х, этот либеральный экономический курс большая часть граждан России тоже отвергает. Не видя какого-либо выхода из сложившейся ситуации, люди находятся в депрессии.
Ни одна из действующих политических сил общества не предлагает сейчас альтернативный выход из тупика. Людей зовут то назад в коммунизм — к карточкам, талонам и очередям за дефицитом, то в госкапитализм, умалчивая при этом, что предлагаемый нам госкапитализм — это возврат даже не в 20, а в 18-19 века. Нельзя догнать и обогнать быстро двигающийся мерседес, следуя за ним на старом «горбатом» запорожце. Для этого необходима машина более современная и мощная, чем мерседес. Развитие на опережение — вот единственный шанс для России. А нам предлагают опять отсталые общественно-экономические модели развития общества. Хотя уже ясно, что общественные отношения, базирующиеся на наемном труде, давно устарели, и многие страны, совершившие в последнее время значительный экономический рывок вперед, используют именно эти новые передовые методы. И здесь необходимо с максимальным вниманием отнестись к мнению тех экспертов и экономистов, кто предлагает создавать систему отношений, основанную на новых формах организации труда — т.е. при многообразии форм собственности сделать ставку на доминирование в обществе роли собственности работников на результаты своего труда. Это может стать вкупе с рядом других факторов основой дальнейшего форсированного развития России.
Следующий момент (возвращаясь к вышеприведенной теории). Скорость распространения своего влияния. Это, в первую очередь, наличие серьезных СМИ и устойчивых каналов распространения информации.
К сожалению, приходится констатировать, что за последних почти два десятилетия русские православно-патриотические силы так и не смогли создать какого-то крупного печатного издания, выходящего регулярно тиражом в несколько сот тысяч экземпляров — коллективного организатора и пропагандиста. И это при том, что существует колоссальный рынок потребителей такой недорогой продукции — в десятки миллионов человек. Вопрос создания крупного русского патриотического печатного органа, налаживание каналов его распространения — сейчас стоит особо актуально.
Мы часто говорим, что идет информационная война. Но давайте честно посмотрим, готово ли современное русское православно-патриотическое движение к ней? Очевидно, что нет. Состояние наших информационных орудий плачевное. Ресурс малочисленный. Большинство русских патриотических изданий из-за нехватки финансов выходит нерегулярно. Тиражи газет и аудитория интернет-изданий довольно скромны.
Многие их редакторы обладают местечковым мышлением, не желают «поддержать огнем» своих коллег во время информационных баталий с нашими общими противниками, наблюдая со стороны за сражением, как русские князья во время битвы под Калкой. Они трясутся над своими «информационными колобками», как герои произведения Толкинена «Властелин колец» тряслись над кольцом власти: «… Моя прелесть, ни с кем ею не буду делиться…» Приходится, порой унижаясь для общего блага, просить их по несколько раз, чтобы они разместили какую-то важную для всего патриотического сообщества новость на своих хилых ресурсах, дабы хоть как-то дать скоординированный ответ на выпады наших противников.
Бывают ситуации, когда необходимо в течение 2-3 часов отбить информационную атаку противника, опубликовав максимально широко в интернете свою альтернативную картину происходящего. Ведь в современной информационной войне зачастую побеждает даже не тот, кто формирует и создает событие, а тот, кто его комментирует. Но при этом нередко сталкиваешься с ситуацией, как во времена арабо-израильской войны — в разгар «боя» все представители православных СМИ ушли молиться в храм. Но если мы говорим об информационной войне — где тогда хотя бы один оперативный дежурный, способный вовремя разместить нужный материал? На войне выходных не бывает.
Информационное превосходство в руководящих документах армии США определяется, как способность собирать, обрабатывать и распределять непрерывный поток информации о ситуации, препятствуя противнику делать то же самое.
Его можно определить также и как способность назначать и поддерживать такой темп проведения операции, который превосходит любой возможный темп противника, позволяя доминировать во все время ее проведения, оставаясь непредсказуемым и действовать, опережая противника в его ответных действиях.
Соответствует ли в нынешнем виде русское православно- патриотическое информационное сообщество этим требованиям? Очевидно, что нет.
Из журналов сейчас имеет лишь достаточно крупный тираж один «Русский Дом». Из информагентств самое посещаемое — «Русская линия», но из-за хронических финансовых затруднений оно постоянно испытывает сложности с развитием.
До сих пор не создано общероссийского православного телеканала, о необходимости которого давно уже говорится в обществе. Есть у нас, хорошее радио — «Радонеж», «Народное радио», но они тоже постоянно испытывают хронические материальные затруднения, из-за которых не могут расширить свое вещание на большее количество регионов.
Далее, рассматривая вышеприведенную теорию — удержание уже «обретенных» участников. Это очень сложный процесс — работа с людьми. Собрать большое количество людей — полдела. Проблемы начинают возникать далее — как их занять, организовать совместную работу, соответственно ориентировать, оперативно информировать. Безусловно, в этом важная роль принадлежит газете. Нужна также и сильная профессиональная команда политтехнологов, агитаторов, экспертов, аналитиков т.д. Требуется большое количество разнообразной современной агитационно-пропагандистской продукции, нужны люди, обладающие навыками организаторской работы, управления большими массами людей, способные проводить занятия с активом. Нужен мощнейший информационно-аналитический центр, оперативно обрабатывающий и анализирующий текущую информацию, дающий грамотный анализ и прогноз… В одиночку какой-то одной организации с такой задачей сейчас не справиться. Здесь необходимо скооперироваться, соединить наши возможности.
Немного об «активных частицах» — т. е. лидерах, роль которых чрезвычайно велика. Для иллюстрации приведу следующий показательный пример. Во время одного научного эксперимента стайку быстро передвигавшихся в воде аквариумных рыбок разделили перегородкой надвое. При этом одна половина стайки по-прежнему продолжала шустро метаться из стороны в сторону, а вот другая — застыла в неподвижности. Продолжая опыт, ученые вновь разделили надвое активную группу рыбок. И снова одна ее часть замерла на месте, а другая энергично двигалась в аквариуме. Следуя данной тактике, в конечном результате исследователям удалось вычленить рыбку, «заводившую» всю стаю. Когда ее удалили из аквариума, стайка застыла на месте. Но стоило рыбку-лидера вернуть назад, как стайка вновь заметалась с прежней энергией. Нечто подобное происходит и в человеческом обществе.
Сейчас в патриотическом движении особо остро ощущается нехватка делателей — инициативных активных организаторов — этаких свежих рыбок-заводил, которые, действуя скоординировано между собой, зададут общий вектор движения основной инертной массе. Нужно собрать вместе определенную критическую массу волевые энергичные люди — «людей длинной воли», как их называл Лев Гумилев, обладающих хорошими коммуникативными способностями, работающих по принципу: «Делай, как я», а не «делай, как я скажу». Такие лидеры, которых сейчас немало в регионах и в центре, должны личным примером ежедневно доказывать свое право на лидерство. Все, как в спорте — кто останавливается — того обходят. И если старые лидеры уже не в состоянии вести людей за собой, если кто-то из них сломался, выдохся, впал в уныние и апатию, потерял волевое начало, то надо по-честному отойти в сторону, не путаясь под ногами идущих на смену, либо помогать тем, кто продолжает задавать общее движение, усиливать их своим авторитетом, связями и опытом. Сейчас, вообще, надо делать больше ставку на «не пуганную» ещё молодёжь, укрепляя её старыми опытными кадрами.
Немного о воле. Сейчас в русском православно-патриотическом движении наблюдается явная нехватка волевого организующего начала. Очень много тех, кто предпочитает рассуждать, теоретизировать, спорить по пустякам со своими коллегами, строить бесконечные планы по спасению России, но не предпринимает ни малейших усилий для их практического воплощения в жизнь, проявляя полное безволие.
Проведенные недавно за рубежом исследования показали, что как и паника, эйфория или агрессия, сила воли или безволие передается от большинства меньшинству. Другими словами, безволие заразно! Установлено, что когда волевой человек несколько дней постоянно пребывал в компании безвольных личностей, то у него наблюдалось значительное ослабление волевых качеств. И, наоборот, расхлябанные личности, побывав несколько дней в компании целеустремленных, волевых людей, значительно подтягивали свои волевые качества, обнаруживали значительное повышение степени самоконтроля.
В войну, когда надо было мобилизовать народ на подвиг, это делали при помощи лозунгов и создания различных соответствующих образов, которым люди стремились подражать. Причем установлено, что люди с гораздо большим энтузиазмом подражают положительным, позитивным образам, волевым героям и личностям, чем безвольным, неорганизованным, расхлябанным болтунам. А как укрепляет веру и волю, так нужные патриотам для мобилизации, Православие!
Но, призывая сейчас патриотическую общественность к мобилизации, какой образ мы являем собой для нее? Бесконечно спорящие по пустякам, грызущиеся из-за личных амбиций ничего не желающие реально делать безвольные болтуны? Да разве за такими пойдут массы? Я разговаривал со многими руководителями общественных организаций в регионах. Все они, как один, говорят следующее: когда, наконец, руководители патриотических организаций в Москве перестанут ссориться и грызться между собой, а начнут договариваться о взаимодействии и реально что-то совместно делать? Люди в регионах ждут появления в столице устойчивого патриотического эпицентра, соединяющего интеллектуальное и волевое организующее начала, на который можно будет ориентироваться, которому можно будет доверять и который не распадется из-за внутренних склок и раздраев через короткий промежуток времени после своего создания. Задача сейчас — создать такое патриотическое ядро — кристалл, чистый и без инородных вкраплений, который, будучи опущен в насыщенный раствор — давно уже созревшее российское общество, быстро нарастит свой объем и массу. И не надо стремиться брать в это однородное ядро многих. Нужны лишь те, кто отвечает вышеперечисленным требованиям и готов работать в команде.
И, наконец, еще одна серьезнейшая проблема русского патриотического движения — хроническое отсутствие финансов. К сожалению, большинство православных бизнесменов сейчас предпочитают занимаются магизмом — этакой «православной магией», ожидая, что мощное национально-православное движение зародится само собой, вырастет и окрепнет. «Рекс, пекс, фекс» — и само собой из земли выросло большое дерево с готовыми зрелыми плодами…Но для того, чтобы дерево выросло большим и хорошо плодоносило, надо сначала затратить много сил — хорошо потрудиться, вскопав и удобрив почву, посадить семечко, регулярно благословляя, поливать молодой неокрепший росток, укрывать его от непогоды, дожидаясь, пока он не превратится в большое плодоносящее дерево. И при этом постоянно молиться, прося у Бога помощи в своих трудах. А сами собой, как говорил Остап Бендер, только кошки родятся…
В последнее время в православных кругах стало очень модным говорить и писать про Византию. Хочу привести пример из истории последних дней этой православной империи, описанный в одной старинной хронике.
Когда султан Мехмед II в 1453 году после захвата столицы Византийской империи Константинополя приказал собрать все захваченное золото и другие сокровища в центре города, то, увидав эту огромную кучу сокровищ, он воскликнул: «Безумный народ! Малой частью этого богатства вы могли меня много раз разбить!». А затем приказал казнить многих из верхушки византийской знати.
Так и сейчас. Приходится постоянно слышать об угрозе «оранжевого реванша», активной подрывной работе извне против России, наступлении сил зла, нападках на Православие и наши духовно-нравственные ценности. Но финансировать здоровые православно-патриотические, национальные силы, активно противодействующие сейчас разрушителям и растлителям общества, подрывникам России, никто из крупных православных предпринимателей пока не собирается.
Знаете, общение с этой публикой напоминает ситуацию: на город наступают полчища врагов, готовых смести все на своем пути. Приходят воины, готовые выйти на бой для защиты города, к местным купцам и просят дать им для сражения мечи, копья, луки и стрелы, которых в избытке у торгашей. А в ответ слышат: «А ты их у нас купи» или, в лучшем случае: «А давай совместно прокрутим какую-нибудь сделку, заработаем денежек и тогда мы поделимся с вами прибылью, чтобы вы смогли себе купить все необходимое». Эта публика ведет зачастую себя в точности, как в известной песне Владимира Высоцкого « они сочувствуют слегка, погибшим, но издалека…». А ведь на совести таких «православных олигархов» и прочих подобных «патриотических бизнесменов» сотни тысяч и миллионы погубленных и развращенных нашими врагами душ, которые они могли бы спасти, поделившись лишь малой частью своего богатства, помогая тем, кто активно пресекает наступление антихристианских, богоборческих растлевающих наше общество сил.
Порой, право, возникает такая ассоциация: небольшая группа спецназовцев сражается с полчищами вооруженных до зубов врагов одними саперными лопатками, штык-ножами и прикладами, потому что уже больше нет патронов в магазине. А за спинами горстки измученных храбрецов с безопасного расстояния с любопытством наблюдают за происходящим их сослуживцы из соседней тыловой части, сидящие на горе боеприпасов. Смотрят и обсуждают между собой — сколько израненные в неравном сражении их соотечественники-бойцы еще так продержатся против общего врага без боеприпасов — т.е. финансов и иной материальной поддержки. Осторожные наблюдатели всё выжидают и всё хотят понять, стоит ли им помогать, а вдруг они не оправдают надежд и проиграют. С патронами-то ведь любой победит! А пусть вот так, голыми руками повоюют, покажут, чего они на самом деле стоят! Спасибо, что хоть за спиной сражающихся бойцов ещё пари не заключают на то, сколько времени те продержатся так без помощи и поддержки… А когда кто-то из израненных солдат сломается, свалится с ног от усталости или ран, внимательно и зорко наблюдающие за боем тыловики говорят: «Ну, вот! Не тот это человек оказался, не смог продержаться, слабоват оказался. Правильно, что мы ему не стали торопиться помогать…»
Мы живем в материальном мире, где одним Святым Духом сыт не будешь. В свое время даже Апостолы имели казну. Войну на общественных началах не выиграть. Для этого даже в древности держали профессиональную, хорошо оплачиваемую дружину, обладающую высокой мобилизационной способностью. Надо было — от себя последнее отрывали, но воинов кормили досыта, так как они сражались за весь народ.
Наши западные противники — противники «Русской цивилизации» — это хорошо понимают и никогда не скупятся на оплату своих агентов влияния, на реализацию разрушительных для России проектов. А вот российские православные меценаты предпочитают сейчас покупать за миллионы и даже десятки миллионов долларов различные антикварные книжки и исторические реликвии, не понимая и не желая понять, что надо в первую очередь вкладывать в те общественные силы, которые реально способны действовать на благо России. Остается надежда, что разразившийся недавно финансовый кризис, во время которого они потеряли значительную часть своих накопленных богатств, малой частью которых можно было стократ изменить ситуацию в стране к лучшему, кого-то из этой публики, возможно, отрезвит.
Пока же приходится рассчитывать только на мелкий и средний бизнес, отечественных производителей — они более жертвенны. Да на собственную самоорганизацию и взаимопомощь.
Напомню, что в свое время ополчение Минина и Пожарского почти год стояло на месте, собирая достаточные средства на освобождение России, вытрясало их, в буквальном смысле слова, из «патриотических бизнесменов», прилюдно пообещавших свою финансовую помощь формируемому народному ополчению, а затем не спешивших ее оказывать.
Справедливости ради, следует сказать, что нередко в беседах с предпринимателями приходится слышать: « Мы готовы вкладываться, но не видим сейчас ни одной реальной общественной силы, которой можно было бы помогать». Наша задача — образовать такой дееспособный авторитетный устойчивый эпицентр.
Пользуясь случаем, хотел бы высказать в заключение своего выступления ряд конкретных предложений.
Очевидно, что сейчас ни одной общественной организации не под силу самостоятельно создать мощную православно-патриотическую, национально-патриотическую силу. Но можно, по крайней мере, начать сообща двигаться в этом направлении.
С чего можно начать?
С установления нормальных дружеских контактов. На первом этапе договориться о взаимодействии хотя бы в отдельных вопросах. То, что все мы сегодня сидим здесь за одним столом — руководители различных крупных патриотических организаций и объединений, СМИ, серьёзные аналитики-эксперты — уже огромное достижение.
Взаимодействовать можно вокруг решения конкретных дел и конкретных вопросов, как в Москве, так и в регионах. Главное, чтобы это взаимодействие началось реально. Даже сама информация об этом может стать для многих людей мощным мобилизующим фактором.
Следующее. Определиться, в каких иных вопросах мы бы могли ещё взаимодействовать. Использовать при этом общинный, соборный принцип, принцип артели. Раз мы поодиночке не можем «поднять» крупный проект, давайте сложим наши усилия, распределимся, кто какое направление работы может взять на себя, кто в какой области наиболее силен: информационной, правозащитной, экспертно-аналитической, организационной и т.д.
Поскольку вопрос идеологии — приоритетный, один из важнейших, предлагаю начать более интенсивно собирать интеллектуальный ресурс. Для этого на базе одной из нейтральных площадок можно создать, например, русский интеллектуальный клуб по принципу дискуссионного клуба. На его регулярные заседания приглашать близких нам по взглядам специалистов-экспертов из разных отраслей знаний. Мы должны выстроить единое видение вопроса, определиться, какую именно Россию мы хотим строить.
Можно обсудить вопрос создания крупной патриотической газеты, которая станет общим делом для всех и которую общество будет воспринимать, как наш общий, совместный проект, как ресурс объединенной православно-патриотической коалиции. Одним из регулярных поставщиков информации может стать, например, «Русская линия» и другие православно-патриотические интернет-издания. Мы, «Народный Собор», готовы участвовать в этом процессе, создавать каналы распространения такой газеты. Сейчас в регионах реальный голод на подобного рода издания.
Необходимо срочно приступит к формированию и мощного информационного пула из различных региональных патриотических изданий: газет, интернет-агентств и порталов, радио, кабельных телеканалов. Мы также со своей стороны готовы оказать содействие в этом деле. Давайте начнём хотя бы с этого.
Круглый стол «Партия русского православного большинства: потенциал, перспективы, причины её отсутствия в современной России». 15 октября 2008 г. Москва, Институт динамического консерватизма
Впервые опубликовано на сайте общественного движения «Народный Собор».