Пятиконечные кремлевские рубиновые звезды должны занять свое место в Историческом музее
Беседа с координатором движения «Народный Собор» Олегом Юрьевичем Кассиным …
РЛ: Олег Юрьевич, движение «Народный Собор» начало кампанию за возвращение на вершину Спасской башни Московского Кремля Государственной российской символики — Двуглавого Орла. Расскажите подробнее об истории этого вопроса.
Кассин: 22 сентября 2006 года наше движение направило Президенту России и премьер- министру такое обращение. На мой взгляд, вопрос этот давно назрел. На вершине священной для каждого православного человека Спасской башни до сих пор находится коммунистическая символика. А ведь статья 90 о руководящей и направляющей роли коммунистической партии была отменена еще в 1990 году во времена СССР. И очень странно, что над Государственной резиденцией Президента России, над главными воротами Кремля до сих пор возвышается не официальная государственная символика, а коммунистическая. А как же в таком случае закон о департизации государственных учреждений? Почему же тогда обделены другие партии? «Единая Россия» со своим медведем или Жириновский со своим соколом? Вот мы и требуем вернуть нейтральную, устраивающую всех символику — официальную государственную, а вместе с тем и возвратить Спасской башне ее первоначальный исторический облик.
РЛ: Но ведь и на шпилях многих других башен Кремля тоже находятся красные звезды. Почему же именно Спасской башне «Народный Собор» уделяет внимание?
Кассин: Да потому что здесь особый случай. Дело в том, Спасская башня Кремля сотни лет почиталась в нашем народе. Ее ворота являлись парадным въездом в Кремль и считались священными, святыми. Дореволюционные авторы писали, что «Спасские ворота останутся для русского человека священными, несомненно, на многие века, доколе будет стоять земля русская, православная!»
Русский поэт Федор Глинка почти двести лет назад писал:
«Шляпы кто гордец не снимет
У Святых во Кремль ворот?»
Ведь на них издавна висела икона Нерукотворного образа Спасителя, в честь которой и была названа Спасской сама башня. Оригинал этой иконы был доставлен еще в древности в Москву из моего родного города Хлынова (Вятки).
РЛ: Когда и как это произошло?
Кассин: Эта замечательная история, к сожалению, подзабытая сейчас, уходит корнями в середину 17 века. 12 июля 1645 года житель города Хлынова (так тогда называлась Вятка) Петр Палкин, будучи слепым 3 года, пошел в Троицкую церковь и стал молиться на паперти перед иконой Спасителя. Внезапно, по милости Божией, он прозрел. Со слезами радости Петр Палкин вознес благодарственные молитвы и поведал окружающим о произошедшем чуде. Эта весть быстро облетела город — население Хлынова (Вятки) тогда не достигало и 5 тысяч человек.
За короткое время перед иконой произошел еще целый ряд чудесных исцелений. Так, вдова Акилина Пушкарёва в течении 10 лет страдала болезнью ног. Эта женщина даже не могла ходить, а лишь ползала. Укрепившись верой, она приползла к Троицкой церкви и по молитвам и вере своей была исцелена к великому удивлению присутствовавших.
К иконе стало приходить множество людей, просящих помощи в немощах своих и получавших исцеление. Всего было зарегистрировано 104 чуда, произошедшие по молитвам перед иконой. Все чудеса фиксировались в специальной летописи чудес от Нерукотворного образа Спасителя.
РЛ: А как чудотворная икона попала в Москву?
Кассин: Весть о чудесах, происходивших в Вятке, в 1646 году достигла Москвы. Архимандрит Новоспасского монастыря в Москве Никон — будущий Патриарх, хлопотал перед царем Алексеем Михайловичем о перенесении чудесной иконы в столицу. Алексей Михайлович, посоветовавшись с патриархом Иосифом, решил перенести святыню в Москву, чтобы она стала достоянием всего православного мира. На Вятку был отправлен игумен Богоявленского монастыря Пафнутий для удостоверения чудес и перенесения иконы. По прибытии в Хлынов игумен Пафнутий проверил достоверность чудес и объявил о воле царя. Множество вятского народа приходило в последний раз к святой иконе, чтобы помолиться и попросить помощи у Господа. Копия иконы была оставлена в Вятке. А сам образ посланниками царя крестным ходом был перенесен в Москву.
РЛ: В каком году произошло это событие?
Кассин: Встреча иконы в столице происходила 14 января 1647 года у Яузских ворот при огромном стечении народа. Навстречу вышел сам царь со своей семьей и патриарх Иосиф. Алексей Михайлович приложился к святой иконе, а затем с приближенными внес ее в Кремль через Фроловские ворота и поместил в Успенском соборе. В память об этом событии Царь повелел переименовать Фроловскую башню в Спасскую. Указом Государя от 16 апреля 1648 года повелено было «впредь на вечные времена с непокрытой головой ходить этими воротами», над которыми был помещен образ Спасителя в золотой ризе. За хождение через них в шапках виновные должны были класть публично 50 земных поклонов. Особо рьяных нарушителей наказывали батогами в Стрелецком приказе, который находился тогда в Кремле. Установлено было также, чтобы Патриарх в особые дни всходил на Спасскую башню, освящал там воду и кропил ею кремлевские стены.
Кстати, обычай снимать шапки, проходя мимо Спасских ворот, почитавшихся народом и благоговевшим перед этим священным памятником Кремля, вообще теряется в глубокой древности. Царь Алексей Михайлович только фактически узаконил этот народный обычай.
РЛ: Над Спасскими воротами была помещена та самая чудотворная икона, которую перенесли из Вятки?
Кассин: Нет, ее точный список. Саму икону 19 сентября 1647 года перед освящением Преображенского собора Ново-Спасского монастыря в Москве перенесли туда торжественным крестным ходом и поставили в иконостасе. В этом монастыре и хранилась святыня почти 300 лет.
Царь Алексей Михайлович глубоко чтил эту икону, что видно из описания: 25 января 1647 года «слушал Государь вечерню в соборной церкви Успения Пречистой Богородицы, а праздновал Нерукотворному образу Спаса, что с Вятки принесен».
РЛ: А какова дальнейшая судьба чудотворной иконы?
Кассин: После революции 1917 года эта бесценная икона бесследно исчезла. К сожалению, не сохранилась и ее копия, оставленная в Вятке. Эта копия также была прославлена многими чудесами. Так, например, когда в 1657 году в Вятке вспыхнула моровая язва, жители обошли город крестным ходом, неся впереди список Нерукотворной иконы Спасителя. Болезнь сразу же прекратилась. В память об этом ежегодные крестные ходы постоянно проходили в Вятке вплоть до событий 1917 года. Кстати, сейчас Вятский Спасский собор, в котором ранее находился чудотворный образ Спасителя, восстанавливается. Процесс идет медленно из-за постоянной нехватки средств. Пользуясь возможностью, обращаюсь к православным верующим с просьбой о помощи в восстановлении этого храма. В нашем материальном мире все взаимосвязано. Тем более в духовном. Я уверен, что восстановление этого храма повлияет позитивно на ситуацию не только в Вятке, но и в Москве, и во всей России.
РЛ: Вы добиваетесь возвращения на Спасскую башню вместе с Двуглавым Орлом и иконы Нерукотворного образа Спасителя.
Кассин: Это же ведь еще и одна из самых почитаемых православных икон. С изображением на стягах и хоругвях Нерукотворного образа Спасителя — хранителя и защитника нашего Отечества, на протяжении многих веков русские воины шли в бой, побеждали. Размещение этой иконы над воротами Спасской башни станет закономерным шагом по возвращению исторического облика Кремля. Необходимо еще и часовни, находившиеся с правой и левой стороны от Спасских ворот, восстановить. В них были иконы Спасителя и Смоленской Богоматери. Ведь восстановили же недавно разрушенный после революции Казанский собор на Красной площади и Иверские ворота. Так надо продолжать возвращать архитектурному ансамблю Кремля и Красной площади их исторический облик!
РЛ: Вернемся к Двуглавому Орлу. А когда он впервые появился на Спасской башне?
Кассин: В середине 17 века, точнее — в 1654 году. Первоначально это был кованный двуглавый орел. Позднее его внешний вид несколько видоизменился. На протяжении почти трех веков этот государственный символ, перешедший к нам из Византии, украшал шпиль Спасской башни. Коммунистическая же звезда находится там лишь несколько десятилетий — с 1935 года. Именно тогда Совет Народных Комиссаров СССР, ЦК ВКП(б) решили к 7 ноября снять четырех выкованных из меди двуглавых орлов, находящихся на Спасской, Никольской, Боровицкой и Троицкой башнях, заменив их пятиконечными звездами.
РЛ: Всё-таки, а как же с остальными башнями, ведь на них тоже коммунистические звезды?
Кассин: Лично я считаю, что, конечно же, необходимо заменить все коммунистические звезды на кремлевских башнях государственными геральдическими орлами. Но за последние пятнадцать лет подобные неоднократные попытки окончились неудачами. Наверное, тогда еще время не пришло, ни власть, ни общество еще не были готовы к такому действию. И сейчас важно создать прецедент — вернуть хотя бы на главную башню Кремля государственную символику, выбрав правильную тактику информационной кампании. Тем более что даже многие коммунисты, с которыми нам приходилось общаться, сами говорят, что в таком контексте, как это подают православные, действительно трудно что-либо возражать. Особо рьяным мы говорим: «Представьте, что на крышу вашего мавзолея поставят христианский крест. По-вашему, это было бы кощунством. А почему же мы должны терпеть вашу коммунистическую символику над священными, святыми для православных воротами? «. И это действует, сразу же охлаждает их пыл.
Хотя, конечно, со временем и мавзолей необходимо будет убирать, и некрополь коммунистический переносить в другое место. Еще русский царь Александр III сказал, что Москва- это храм, а Кремль — его алтарь. А в алтаре не должно находиться ничего богоборческого.
РЛ: В своем обращении к Президенту движение «Народный Собор» указывает, что находящаяся на вершине Спасской башни коммунистическая символика смущает верующих во время проходящих через Спасские ворота крестных ходов.
Кассин: На протяжении многих веков 9 из 12, а затем 8 из 13 Крестных ходов в Москве проходили через Спасские ворота. Здесь же в минувшие столетия совершался ход Патриарха в день Вербного Воскресения в Покровский собор. Участвовал в нем и Царь или его близкие родственники.
Сейчас с возрождением в России православной веры эта древняя традиция проведения регулярных крестных ходов через Спасские ворота возобновлена. Я сам в прошлом году участвовал в одном из таких крестных ходов. В нем принимало участие множество православных. Мы стояли на Красной площади в ожидании выхода из Спасских ворот Патриарха и других иерархов Церкви, полпреда президента России в центральном федеральном округе Георгия Полтавченко. И я собственными глазами видел то смущение, которое испытывали верующие, когда под колокольный звон из Спасских ворот Кремля выходила торжественная процессия во главе с Патриархом, также, очевидно, чувствовавшим всю неловкость и двусмысленность происходящего. Люди смотрели на вершину Спасской башни, «украшенной» коммунистической символикой и сокрушались, что до сих пор православным приходится терпеть это унижение. Сейчас государство повсеместно демонстрирует уважение к православной вере, постоянно говорится о ее значимости для страны и народа. Церкви передаются многие отнятые у нее в годы гонений святыни, возвращается первоначальный вид изуродованным храмам и монастырям. Так не пора ли государству повернуться лицом к верующим и в этом вопросе — вернуть Спасской башне ее первозданный вид?
РЛ: Как реагируют на инициативу «Народного Собора» коммунисты?
Кассин: В основном отмалчиваются. А что тут скажешь? Ведь современные российские коммунисты тоже стараются показательно демонстрировать своё уважительное отношение к православию. Зюганов, вон, говорит, что в КПРФ есть даже православные коммунисты. Хотя лично для меня это звучит довольно дико.
РЛ: Какие возражения против замены звезды на двуглавого орла наиболее часто высказывают вам в ходе кампании?
Кассин: Единственный тезис, который выдвигают наши оппоненты — это то, что ансамбль Московского Кремля занесен в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, и теперь уже поздно что-либо менять. Иначе мы не будем получать от этой международной организации финансирование на поддержание в надлежащем виде архитектурного комплекса Кремля. Но, позвольте, ЮНЕСКО — это всего лишь общественная организация. И она не имеет права вмешиваться в наши внутренние дела. Время течет, изменяется мировоззрение людей. И если люди решили вернуться к своим корням, то никто не вправе запретить им этого. Потом, насколько мне известно, именно из-за советских новшеств — кремлевского Дворца съездов и красных пятиконечных звезд на башнях, изменивших архитектурный облик древнего Кремля, ЮНЕСКО долго не хотело брать его под свою опеку.
Что касается финансовой помощи ЮНЕСКО, то Россия — давно уже далеко не бедная страна. У нас только золотовалютные запасы превышают 300 миллиардов долларов. Колоссальная сумма лежит, практически, без дела за границей. Правительству можно кое-что из этих запасов и на свои исторические святыни потратить, а не рассчитывать лишь на капризы международных общественных организаций. Хотя в вопросе с ЮНЕСКО, я думаю, не должно возникнуть каких-либо серьезных проблем. Там сидят вполне вменяемые, адекватные люди, реально оценивающие происходящее.
РЛ: Что еще намерен предпринять «Народный собор» в рамках кампании по замене звезд на орлов?
Кассин: Сейчас пока идет информационный этап кампании. Мы разъясняем населению историю появления на Спасской башне двуглавого орла, ее значимость для православных христиан. Нами уже проведен круглый стол на эту тему. На нем выступили известные православные и общественные деятели, изложившие свои взгляды на проблему. Мы выступаем на радио, в печатных СМИ, интернете, пытаемся пробиться с этим вопросом на телевидение. Кое-что удается. Будем рады любой помощи со стороны православных и светских СМИ в объективном освещении этого вопроса. Нами начат сбор подписей, мы обращаемся за поддержкой к известным политикам и общественным деятелям. Следующим этапом станет организация и проведение по стране митингов и пикетов в поддержку нашей инициативы с целью привлечения к этому вопросу еще большего общественного внимания.
РЛ: Какова, по-вашему, должна быть судьба снятых с кремлевских башен звезд?
Кассин: Понимаете, коммунистический период — это ведь один из этапов российской истории. Его никуда не выкинешь, не спрячешь. Было в нем много плохого — репрессии, богоборчество, раскулачивание, но было и немало хорошего — победа в Великой Отечественной войне, освоение космоса. От своей истории не откажешься. Поэтому конечно наиболее подходящее место для рубиновых кремлевских звезд — это музей. Вот Греция, например, православная страна, но она же не отказывается от языческого периода своей античной истории, в том числе и того, на который пришелся пик богоборчества. Экспонаты этого периода занимают свое соответствующее место в залах и музеях античности. Вот и советские пятиконечные кремлевские рубиновые звёзды должны занять подобающее место в Государственном историческом музее в одном из залов периода СССР.
Справка «Русской линии»:
КАССИН Олег Юрьевич родился в 1965 году в г. Кирове (Вятка). Русский, православный. Образование высшее юридическое. Председатель Общероссийского общественного движения «Преображение», координатор движения Народный Собор», соучредитель Межрегиональной ассоциации правозащитных организаций «Народная защита», директор «Центра народной защиты».
Для желающих оказать помощь в восстановлении Вятского Спасского собора, в котором находилась чудотворная икона Спаса Нерукотворного, обращаться по адресу:
610000 г. Киров (обл.) ул. Казанская (Большевиков) д.50 Спасский собор.
тел.: 8- (8332) 62-20- 61